Штрих-кодирование. Для чего нужен штрих код EAN 13?

Штрих-код — технология автоматической идентификации. Она представляет из себя последовательность черных и белых полос, позволяющую считывать информацию техническими средствами.

Существует два вида штриховых кодов:

  • линейные штрих-коды читаются в одном направлении (по горизонтали). Они предназначены для кодирования небольшого объема информации (до 20-30 символов).
  • двухмерные штриховые коды позволяют кодировать большой объем информации. Расшифровка такого кода производится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

Штрих-кодирование

К наиболее распространенным линейным кодам относятся EAN (европейский номер товара) это европейский стандарт штрих-кода, универсальный для всех стран. Он предназначен для кодирования идентификатора товара и производителя. Разновидностями кода являются EAN-8 (состоит из 8 цифр) и EAN-13 (содержит 13 цифр).

Широкое применение штрих-код EAN-13 нашел в торговле. Он изображается производителем на упаковке товара и при считывании специальным прибором — сканером, восстановленный закодированный номер передается в контрольно-кассовую машину или в компьютер. При этом в кассовом чеке фиксируются точное название и цена товара. Что позволяет сократить время обслуживания покупателей у касс, а также вести учет проданных товаров.

Если все контрольно-кассовые машины торгового зала подключить к единому контролирующему компьютеру, появляется возможность в любой момент времени вести учет объема продаж какого-либо товара, остатка на складе, спроса на товар, а также сделать своевременно заказ для восполнения товаров на полках торгового зала.

Штриховой код на товаре в магазине играет роль эквивалента наименования и цены покупки. Поэтому если два товара различаются по цене, то их штрих-коды также должны различаться.

Для качественного контроля и изучения спроса важно, чтобы товары с разными потребительским свойствами (расцветка, модель, вид, вес и др.), но с одинаковыми наименованием и ценой, должны иметь различные штрих-коды.

Кроме этого, технологию автоматической идентификации активно используют в производственной (маркировка сборочных частей) и складской логистике (маркировка единиц и мест их хранения), в системах управления цепочками поставок, а также для маркировки почтовых отправлений.

Для чего нужен штрих код?

Штрих код это маркировка товара или продукта, сейчас такое можно увидеть почти в любой упаковке. Состоит из графического изображения и ниже его расшифровка в виде цифр и букв. Для считывание таких штрих кодом используют сканеры, который передает информацию в кассовый компьютер, а этот в свою очередь передает информацию в главный компьютер магазина. Использование такого метода ускоряет работу кассира на 40%. Благодаря этому растет эффективность труда и растет доход магазина или же предприятия. История штрихования начинается ещё с прошлого века. Первым в голову такая идея пришла Бернарду Сильверу в 1948 году. Первая такая система использовала ультрафиолетовые чернила, но от идеи отказались за счет того что со временем чернила выцветают. В реализации проекта помогла и азбука Морзе. В 1952 году Сильвер продал компанию Philico, которая впоследствии стала Helios Electric Company. Первая покупка с использованием штрих кода датируется 1974 годом, штрих код был нанесен на упаковку жвачек. Различают два способа штрихования: линейная и двухмерная. В торговле применяются линейные штрих коды потому что они позволяют закодировать малый объем информации. Самые распространенные среди них:

  • EAN (EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN-13 — используются 13 цифр)
  • UPC (UPC-A, UPC-E)
  • Code56
  • Code128 (UPC/EAN-128)
  • Codabar
  • «Interleaved 2 of 5»

Что такое EAN 13?

EAN 13 — Европейский стандарт штрихования, который нужен для кодирования дескриптора продукта и его производителя. В EAN 13 кодируются 13 цифр. Информация штрихуется последовательностью черных и белых полос. Основные 12 цифр определяют код страны, код организации и номер товара. Этот вид является универсальным для всех стран. Этот вид штрихование используется в торговле и заметно ускоряет работу кассира. Кассир считывает специальным сканером который очень хорошо понимает графическое изображение EAN 13. Штриховой код своего рода аналог наименования и цены товара. Если два одинаковых продукта различаются по цене, то соответственно штрих код должен быть разным. Благодаря этой системы можно легко увидеть к какому товару есть спрос и заранее сделать заказ этого продукта чтобы восполнить полки магазина.

Сейчас практически везде используется этот стандарт.

ОТЗЫВЫ И КОММЕНТАРИИ